О позитивной психологии в свете науки о гармонии (абрис проблемы)

О позитивной психологии в свете  науки о гармонии (абрис  проблемы) - фото 1Обсуждается позитивная психология Мартина Селигмана с позиции науки о гармонии

 

         Современная жизнь пронизана «борьбой» как на уровне государств, так и человека. Не уютно жить в мире «борьбы». Смена «цивилизации борьбы» на «цивилизацию гармонии» предполагает необходимость такой же смены (от «борьбы» к «гармонии) на уровне человека. Позитивная психология [1] изучает те условия, черты характера и особенности поведения людей, которые способствуют позитивным чувствам, духовному удовлетворению и процветанию. Она разрабатывает методы использования человеком своих позитивных качеств.

         Возникает вопрос: что такое позитивные человеческие качества и кто их задал? Каков научный базис позитивной психологии? Какова ее цель? Обсудим эти и другие вопросы с позиции гармонологии – науки о гармонии в системе природа – человек – общество [2].

Фактически позитивные человеческие качества выводятся М. Селигманом на основе постулатов разных религий и трудов философов. Из них следует, что у народов разных эпох и культур представления о позитивных человеческих качествах совпадают. Другими словами, используется субъективный метод эмпирического обобщения. На современном этапе развития науки этот метод полезно дополнить дедукцией - рассмотрением человеческих качеств с позиции законов социоприродного развития.

Будем считать позитивными те человеческие качества, которые отвечают эволюционной траектории мира и ведут его к гармонии и упорядоченности. Наоборот, негативные качества способствуют движению мира к дисгармонии и хаосу.

Гармоничная жизнь отвечает принципу «все в меру» [2]. Это cоответствует «триадной парадигме» развития, как разрешению противоположностей на основе их гармонического синтеза. «Все в меру» и есть такое разрешение - норма, в то время как каждая из составляющих противоположности – отклонение от нормы. Субъект в положении гармонии эволюционно более продвинут (обладает большей структурной энергией), чем обе составляющие противоположности. Процесс разрешения противоположностей отвечает тем самым прогрессу.

Гармонология [2] обосновывает понятие нормы (нормальной жизни, нормальных людей). «Все в меру» - это и есть норма, условие прогрессивного развития. И наоборот, отклонение от нормы – регресс. Общепринято: золотая середина лучше крайностей. Пример: «средний класс» - субъект социального прогресса, социальное расслоение (богатые и бедные) – фактор регресса [2]. Позитивные человеческие качества – это такие, что способствуют прогрессу социума и человека, а негативные – факторы регресса.

Рассмотрим ряд позитивных человеческих качеств согласно [1] с учетом выше предложенной трактовки.

Мудрость. Имеем фактически противоположность «мудростьглупость». Ее разрешение обозначим как здравомыслие. Согласно [2] это состояние эволюционно более продвинуто, чем мудрость. Значит, здравомыслие более позитивно. Какое же качество – мудрость или здравомыслие - следует обозначить как позитивное? Все люди мудрыми быть не могут. Если не будет глупых, то не будет и мудрых (не будет точки отсчета). В гармоничном социуме соблюдается «золотая пропорция» (0,62:0,38). Согласно ей 62% населения отвечают здравомыслию, а на долю мудрых и глупыхприходится 38%.

Аналогичным образом анализируются другие, позитивные по Селигману, качества.   При этом как называть разрешения противоположностей – вопрос дискуссионный.

- Мужество. Противоположность «мужество – трусость» разрешается благоразумием.

-   Любовь. Противоположность любовь – ненависть разрешается согласно поговорке «от любви до ненависти один шаг». Это значит: любить добро, ненавидеть зло.

- Справедливость. Противоположность справедливость– вседозволенность разрешается благожелательностью.

-           Умеренность.   Противоположность умеренность – чрезмерность     разрешается скромностью.

-         Духовность.   Противоположность духовность – бездуховность   разрешается установками социогуманизма [2].

Качества по Селигману односторонни и поэтому менее позитивны, чем те, которые являются гармоническим разрешением соответствующих противоположностей.

Автор не является профессиональным психологом или философом. Поэтому проведенный здесь анализ имеет дискуссионный характер.    

Литература

        

  1. Селигман Мартин. Новая позитивная психология, М., «София», 2006.
  2. Голубев В.С., Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2024.

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить