Порт «Лагань»: от идеи к форме

Идея строительства современного международного морского транспортного комплекса «Порт Лагань» на калмыцком побережье Каспийского моря, впервые обнародованная еще в 90-е годы 20-го века, обретает реальные очертания.

Проект получил одобрение на президиуме Госсовета федерального правительства. Ожидается, что проектная мощность составит в год 22,5 миллионов тонн грузов. Современный узел свяжет действующие порты Ирана, Индии, Казахстана с Россией. Запуск этого транспортного комплекса намного сократит время доставки грузов из Китая и других азиатских стран в Европу через российский порт «Лагань».

 

Реализация крупной инфраструктуры на северном побережье Каспия вызывает интерес. Так, производители строительных материалов, зерна, овощей и металлов Ставрополья, Ростовской области, граничащих с Калмыкией, а также ряда регионов Поволжья и Урала получат возможность экспортировать грузы через приморский город Лагань.

 

На упомянутом президиуме Госсовета, посвященного теме: «Развитие транспортно-логистической инфраструктуры – основа экономического роста субъектов Российской Федерации Волго-Каспийского бассейна», порт «Лагань» рассматривался в числе ключевых пунктов.

 


Генеральный директор АО «Порт Лагань» Виталий Дагинов предложил внести строительство лаганского порта в «Стратегию развития российских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года».

                                        Инвестиционный проект


По словам Виталия Дагинова, это исключительно инвестиционный проект. В него не будут привлекать федеральные и региональные средства. Общая стоимость проекта составляет 41,3 миллиарда рублей. Кроме соседних с Калмыкией регионов, идею активно лоббируют инвесторы из Центрального Черноземья.
В 2015 году специалисты из этого региона обсудили в Иране строительство объектов по приёму, хранению и переработке зерна, растительного масла и шрота в порту Амирабад. В этой схеме транспортировки грузов самым оптимальным является лаганский вариант.Расстояние от российской Лагани до иранского Амирабада составляет 550 морских миль. По мнению экспертов, это кратчайший срок для морских перевозок.


                                     Инфраструктура и логистика

В структуру порта войдут 32 причала и другие объекты. Предусмотрены элеваторы емкостью 300 тысяч тонн единовременного хранения зерновых культур, терминалов по приемке, хранению и отгрузке растительных масел, шротов, фруктов, овощей, обработке контейнерных грузов.


Доставка грузов по суше к морю будет осуществляться по железной и автомобильной дороге. Подъездной железнодорожный путь к порту Лагань намечено осуществить к ближайшей действующей железнодорожной станции Улан–Хол, расположенной на 263-м километре однопутной железнодорожной линии Астрахань-Кизляр. Трассу предполагается проложить южнее существующей автодороги Улан-Хол-Лагань.


Протяженность подъездного железнодорожного пути от станции Улан-Хол до предпортовой железнодорожной станции составит 42,3 километра. Подъездной железнодорожный путь запроектирован до границы примыкания к внутрипортовому железнодорожному пути. Протяженность подъездной автодороги к проектируемому порту составит 5,5 километра.

                                    Скептикам и критикам 


Не секрет, что есть и критики проекта. Их аргумент: в Астраханской области и Дагестане порты уже есть. Словом боятся конкуренции.
Виталий Дагинов опровергает своих оппонентов так:
-Наличие портов у наших соседей – это еще не повод не строить его здесь. Порт в Лагани нужен, в-первую очередь, грузоперевозчикам. Эта локация для них экономически наиболее выгодна.
Вот смотрите, говорит Дагинов, протяжённость Лаганского канала – около 80 километров, что в сравнении с Волго-Каспийским каналом протяженностью 168 километров короче почти в два раза.


                                    О выгоде и преимуществах


Ещё одним плюсом проекта является его удалённость от речных волжских наносов, что существенно (в сотни раз) снижает затраты работы по углублению дна канала.
Торговые поставки необходимо осуществлять круглогодично. И если акватория порта Оля в Астрахани практически 3-4 месяца в году скована льдом, то в Лагани такая ситуация исключена.
У калмыцкого проекта есть еще одно немаловажное конкурентное преимущество – он будет принимать грузы массой более 10000 тонн (большие сухогрузы), чего астраханский порт делать не может по ряду объективных причин.

                                     Контейнерные перевозки


Одним из перспективных направлений лаганского порта являются контейнерные перевозки. Существующие морские транспортные узлы, принадлежащие сопредельным Калмыкии регионам, к ним не приспособлены. А в лаганском проекте есть терминалы по обработке таких грузов. Контейнерные перевозки планируются осуществлять в основном из Индии, стран Персидского залива, через Иран.

Строительство порта в городе Лагани будет проходить в два этапа и завершится за 4,5 года. Предполагаемое количество сотрудников в порту составит около 3,5 тысячи человек, и только НДФЛ достигнет более 300 миллионов рублей. В обязательном порядке рабочие места будут предоставлены местным жителям.

По материалам СМИ.
Видео Дорджи Нимгирова.
.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить