«Шашечки, или ехать?»… О такси, агрегаторах и таксистах, о формировании тарифов по определенной методике

Комитет Госдумы по транспорту и строительству стремится завершить работу над законопроектом, который касается регулирования рынка такси, до конца осенней сессии, в нижней палате продолжают продвигать идею о формировании тарифов на таксомоторные перевозки по общей методике, а не по воле агрегаторов. Об этом сообщает информационная лента ТАСС 17 сентября, со ссылкой на слова первого зампредседателя комитета Виталия Ефимова.

«Шашечки, или ехать?»… О такси, агрегаторах и таксистах,  о формировании тарифов по определенной методике - фото 1

В первом чтении законопроект был принят еще в декабре 2018 года. Он, в частности, предусматривает выдачу разрешения на работу таксистом на срок не менее пяти лет. Кроме того, прописывается, какие опознавательные знаки нужно нанести на машину, вводятся обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Одновременно с этим вводятся и регулирующие нормы для агрегаторов.

По словам Ефимова, работа по подготовке законопроекта ко второму чтению продолжается, идет обсуждение поправок. Согласно тексту одной из поправок, предложенных главой комитета Евгением Москвичевым, перевозчики должны будут "разрабатывать тариф на перевозку легковым такси в соответствии с методикой... утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта".

Равноправие для всех
"Для всех организаций пассажирских перевозок, автомобилей такси, для всех: для водителей, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - мы сделали равный допуск, - сказал Ефимов. - Мы также сделали [в законопроекте] такой же блок для служб заказа (агрегаторов), тоже предусмотрели для них какие-то требования, которые они должны выполнять, чтобы работать в этом процессе, а некоторым это не нравится".

"Дело в том, что нравится им самим определять цену перевозок такси. А почему частное лицо, частная организация может ее назначать? Давайте лучше отдадим это региону", - продолжил депутат, пояснив, что речь идет о формировании тарифов по определенной методике.

"Цену дает владелец [такси], юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, - пояснил Ефимов. - Они должны формировать цену, но никаким образом это не должны делать лица, которые обладают только информационной базой". Он напомнил, что автомобили не принадлежат агрегаторам, а водители не являются их сотрудниками.

Первый зампред комитета указал на то, что сейчас агрегаторы ничего не нарушают. "Закона нет - они работают, как хотят, сфера эта не регулируется. Они делают это в законном порядке, предъявить претензии им никто не может, кроме суда", - добавил он.

Однако при разработке законопроекта депутаты посчитали, что "все в этом процессе должны быть равны". Ефимов заметил, что машины к клиенту должны направлять аттестованные службы заказа, они же должны и отвечать за поданное такси.

"Мы будем стараться [завершить работу над проектом в осеннюю сессию], комитет будет стараться, - резюмировал собеседник агентства. - Идет диалог со всеми, в том числе с ведомствами, надо находить конструкции, которые удовлетворили бы все стороны, и пусть всех не удовлетворить, но нужно достигнуть компромисс".

Напомним, что агрегаторы не только приводят клиентов, но еще диктуют цены и взимают существенные комиссионные.
Все это вызывает недовольство таксистов - тех, кто продает свой труд, арендуя автомобили для перевозки пассажиров, оплачивая моторное топливо и обслуживание авто, включая его мойку, химчистку, услуги автослесаря.
И затрачивая время в пробках, которое можно провести, обслуживая клиентов и выполняя заказы по перевозкам, а можно простоять несколько часов в этих самых пробках, передвигаясь со скоростью черепахи.
Некоторое время назад департамент транспорта Москвы объявил итоги масштабного опроса таксистов. Оказалось, что стоимость поездки низкая, комиссия агрегаторов – высокая, а работать таксистам приходится по 11–12 часов в день.

Стоимость поездки за последние годы действительно упала: по данным дептранспорта, средний чек снизился с 650 руб. в 2015 г. до 450 руб. в 2018 г. Но и сами маршруты стали короче. Средняя дальность поездки за это же время упала на четверть – с 14,4 до 10,6 км. При этом рынок легального такси вырос на порядок.

Агрегаторы контролируют рынок, но не несут никакой ответственности, в первую очередь перед пассажирами. А случиться может всякое: если три года назад на заказ приехал бы квалифицированный водитель, то сейчас с большой вероятностью это будет либо неквалифицированный человек, либо вовсе нелегал.
Традиционные таксопарки (с собственным парком, сотрудниками, предрейсовыми осмотрами водителей и т. д.) не могут зарабатывать в сегодняшних условиях.
Дело в сложившейся модели: таксопарки не могут обеспечить спрос на свои услуги без помощи агрегаторов. Но агрегатор диктует цены и берет высокую комиссию. В 2014 г. комиссия агрегатора была менее 5% с заказа, а сейчас у «Яндекс.Такси» она около 23%. Топливо подорожало примерно на 30%, страховки – на 40%. А средний чек, по его словам, в Москве упал за четыре года почти вдвое – с 680 руб. в конце 2014 г. до 390 руб. сейчас.
Все крупнейшие российские агрегаторы такси – «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Максим» и «Везет» – еще в октябре выступили с совместным заявлением против регулирования цен на поездки в такси и зарплат водителей. К примеру, запрет «на участие онлайн-сервисов в определении тарифов приведет к тому, что о прозрачности цен и быстрой подаче машины можно будет забыть», говорилось в нем. Позиция с тех пор не изменилась, говорит представитель «Яндекс.Такси».

Татьяна Колесникова

(Обзор по материалам СМИ)

(обзор по материалам СМИ)

Категория: Социальная экология
Опубликовано 17.09.2019 09:35
Просмотров: 625