Доктор наук Владимир Кривошей: «Нет необходимости заниматься гигантоманией и перекрывать реки»

Доктор наук Владимир Кривошей: «Нет необходимости заниматься гигантоманией и перекрывать реки» - фото 1Делая доклад на Научном совете РАН 10 апреля 2019 года, доктор технических наук Владимир Кривошей выступил с резкой критикой строительства Нижегородского низконапорного гидроузла.

Учёный сообщил, что в 2014 году в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» было выполнено исследование различных вариантов решения проблемы судоходства на Волге.

Анализ этих вариантов был проведен по таким критериям, как транспортная эффективность, экологическая безопасность, социально-демографический эффект и так далее.

«Исследование показало, что строительство Нижегородского низконапорного гидроузла - один из худших вариантов решения проблемы, - сообщил учёный в своем докладе. - Его принятие нарушает базовый принцип гидростроения в России - комплексность использования водных ресурсов. Все гидротехнические сооружения Волжско-Камского каскада решают комплексные задачи, а проект низконапорного гидроузла имеет исключительно воднотранспортную концепцию. Интересы других водопользователей не учитываются».

По словам В.А.Кривошея, наиболее целесообразный вариант решения проблемы судоходства – это строительство третьей нитки нижней ступени Городецких шлюзов в сочетании с дноуглублением и оптимизацией попусков через плотину Горьковской ГЭС. Это подтверждают проработки, выполненные Гипроречтрансом еще в 2000-х годах.

«Такое решение существенно улучшит судоходные условия, не окажет негативного влияния на сложившуюся экосистему и не создаст каких-либо проблем для населения», - заявил Владимир Кривошей.

По словам доктора технических наук, стоимость третьей нитки шлюзов будет в несколько раз меньше, чем стоимость строительства низконапорного гидроузла, а ее грузопропускная способность будет на 7 млн тонн больше, чем для проектируемой плотины.

«Глубина на пороге третьей нитки шлюза будет 365 см, что обеспечит проход судов с осадкой 325 см и запасом воды под днищем 40 см, - сделал прогноз Владимир Кривошей, опираясь на расчеты. - При такой глубине через шлюзы смогут свободно проходить практически любые суда, включая весь туристический флот. Исключение будут составлять только суда типа «Волга-Дон», которым необходима глубина 400 см».

«Вопрос стоит в повышении эффективности работы крупнотоннажного флота, но для этого заниматься гигантоманией и перекрывать реки нет никакой необходимости, - заявил учёный. - Есть более простые, более экономичные и экологичные решения».

По словам Владимира Кривошея, для достижения глубины 400см достаточно, кроме строительства третьей нитки, выполнить еще два мероприятия.

Первое мероприятие - частичное перераспределение стока Горьковского водохранилища.

«Вполне будет достаточно сбросные расходы через Горьковский гидроузел увеличить с 1100м3/с до 1300м3/с., - сообщил учёный. - Никакой сложности в этой части нет, нужно только внести соответствующие поправки в Правила использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ, которые в настоящее время находятся в стадии переработки».

Второе мероприятие - проведение небольшого объема дноуглубительных работ на перекатах, которое после частичного перераспределения стока оно легко позволяет выйти на глубину 400см.

«Иногда приходится слышать, что дноуглубление, якобы, приводит к посадке уровней в реке. Но такое утверждение либо от непонимания существа вопроса, либо от лукавства, целью которого является желание любой ценой протащить разрабатываемый проект низконапорного гидроузла», - подчеркнул учёный.

По словам Владимира Кривошея, дноуглубление влияет на посадку уровней только в том случае, если грунт попутно извлекается из русла с целью его последующей реализации, то есть когда идет добыча нерудных строительных материалов. Но если грунт не извлекать, а оставлять в определенном месте в русле, то и посадки уровней от дноуглубления не будет.

«Необходимо иметь в виду также, что грунты в нижнем бьефе Горьковского гидроузла сегодня уже не те, что были 50-60 лет назад, когда шла интенсивная эрозия русла, - добавляет доктор технических наук. - Наилок и песчаные грунты смыты, а в русле остались в основном плотные глины, которые не подвергаются размыву. Следовательно, посадки уровней в реке уже не будет. Серьезно относиться к высказываниям сторонников строительства нижегородского низконапорного гидроузла, заявляющим о такой посадке уровней, не стоит».

«К сожалению, такое простое, экономичное и экологичное решение проблемы осталось без внимания Минтранса России, - констатирует В.А.Крившей. - Сегодня снова вернулись к проекту строительства низконапорного гидроузла, но уже без мостового перехода. При этом в расчет не принимаются ни мировые тенденции развития внутреннего водного транспорта, ни положение внутреннего водного транспорта внутри страны».

Говоря об ущербности проекта гидроузла, учёный, отметил следующие моменты:

*Плотину предполагается использовать всего 3-4 месяца в году, когда судоходные глубины для пропуска крупнотоннажных судов недостаточны. В полноводные же годы гидроузел будет тормозить судопропуск и поэтому его использование будет нежелательным;

*В результате строительства низконапорного гидроузла грунт будет смыт в зону выклинивания Чебоксарского водохранилища и впадения Оки в Волгу, то есть непосредствено осядет у Нижнего Новгорода (где уже сейчас появились многочисленные острова и побочни). Как это скажется на качестве воды и на том же судоходстве, неизвестно.

«Исходя из изложенного, строительство нижегородского низконапорного гидроузла следует считать нецелесообразным, а сам проект, выполненный без рассмотрения альтернативных вариантов, необоснованным», - сделал учёный вывод в своем докладе.

Справка

Кривошей Владимир Александрович - доктор технических наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, крупнейший в России специалист в области использования водных ресурсов.

Категория: Наука
Опубликовано 17.04.2019 13:11
Просмотров: 655